Основные сведения об эвольвентном зацеплении.

Уравнение эвольвенты.

Профиль боковых сторон зубьев зубчатых колес с эвольвентным зацеплением представляет собой две симметрич­но расположенные эвольвенты.

Эвольвента — это плоская кривая с переменным радиусом кривиз­ны, образованная некоторой точкой на прямой, обкатывающейся без скольжения по окружности, диаметром (радиусом) db(rb), называемой основной окружностью.

На рис. 1, а показано построение эвольвенты, а на рис. 1, брасчетная схема для определения координат точки М, находящейся на прямой ВМ. Из условия обката без скольжения ВМ = АВ.

Здесь ВМ — нормаль к эвольвенте и одновременно радиус ρм кри­визны эвольвенты в точке М; θм — угол, отсчитываемый от начала эвольвенты до точки М; vм — угол развернутости эвольвенты; αм — угол профиля эвольвенты в точке М (угол между касательной к эвольвенте и радиусом rм).

Эвольвентная кривая
Рис. 1. Эвольвентная кривая:
а — построение эвольвенты; б — расчетная схема

GamePark RU

Так как ВМ = АВ, то rb ∙ tgαм = rb.vM. Следовательно, vм = tgαм, θм = vмαм и θм=tgαмαм = invαм.

Угол θм = invαм называется инволютой или эвольвентным углом. В справочниках имеются специальные таблицы инволют: invαм = f (αм ).

Уравнение эвольвенты в полярных координатах на основании рис. 1 выглядит так:

Чтобы построить эвольвенту, нужно задать значение радиуса rм не­которой точки М и при определенном радиусе основной окружности rb найти значение cos αм, а затем по углу αм найти эвольвентный угол θм = inv αм.

Уравнение эвольвенты можно записать также в декартовых коорди­натах X-Y. Из ΔОВМ следует, что

Координаты точки М, т.е. уравнение эвольвенты:

Радиус основной окружности rb найдем для точки, лежащей на де­лительной окружности радиуса r = mz / 2 , в которой угол профиля стандартного эвольвентного зацепления α = 20°. Тогда из уравнения найдем, что

Характерной особенностью эвольвенты является переменность угла профиля αм и радиуса кривизны ρм в каждой из ее точек.

Из рис.1, б следует, что

При z → ∞ ρм → ∞, то есть эвольвента превращается в прямую линию, которую можно рассматривать как частный случай эвольвенты. Отсюда следует, что характер эвольвентного зацепления не изменится, если колесо будет сцепляться с рейкой, имеющей z = и прямолиней­ный профиль зубьев с углом α=20°, то есть становится возможным на­резание эвольвентных колес инструментами реечного типа (гребенки, червячные фрезы) методом обкаточного огибания.

Основные параметры эвольвентного зацепления.

На рис. 2 показано зацепление двух зубчатых колес с эвольвентным профилем. Рассмотрим основные параметры зацепления, их определения и стандартные обозначения.

Эвольвентное зацепление зубчатых колес
Рис. 2. Эвольвентное зацепление зубчатых колес.

Print Bar

В отличие от при­нятого ранее, обозна­чение всех параметров производится строчными, а не заглавными буквами с индексами, указывающими их принадлежность коле­су, инструменту, типу окружности и виду сечения.

Стандартом преду­смотрены три группы индексов:

• первая группа: п, t, x — означает вид сечения, соответственно, нормальный, торцевой (окружной), осевой;

• вторая группа: a, f, b, w, y — означает, что параметр относится соответственно к окружностям выступов, впадин, основной, начальной и любой концентричной окружности. Для делительной окружности ин­декс не указывается;

• третья группа индексов: 1, 2, 0 — означает, что параметр относит­ся соответственно к шестерне, колесу, зуборезному инструменту.

Порядок использования индексов определяется номером группы, т.е. вначале предпочтение отдается индексам первой группы, затем вто­рой и т.д.

Некоторые индексы разрешается опускать в случаях, исключающих возникновение недоразумений или не имеющих применения по опреде­лению. Например, у прямозубых цилиндрических колес не используют­ся индексы первой группы. В ряде случаев некоторые индексы с целью сокращения записи также опускаются.

Рассмотрим зацепление двух прямозубых цилиндрических (рис. 2) колес: с меньшим числом зубьев (z1), называемого шестер­ней, и с большим числом зубьев (z2), называемого колесом; соответст­венно с центрами колес в точках О1 и О2. В процессе обката шестерни с колесом происходит качение без скольжения двух центроид — окружно­стей, соприкасающихся в полюсе зацепления — Р. Эти окружности на­зываются начальными, а их диаметры (радиусы) обозначаются с ин­дексом w: dw1 (rw1), dw2 (rw2). Для некорригированных колес эти окруж­ности совпадают с делительными окружностями, обозначение диамет­ров (радиусов) которых дается без индексов первой и второй групп, т.е. для шестерни — d1(r1), для колеса — d2(r2).

Делительная окружностьокружность, на которой шаг между зубьями и угол профиля равны им же на делительной прямой зубчатой рейки, сцепленной с колесом. При этом шаг P = πm — расстояние ме­жду двумя соседними одноименными сторонами профиля. Отсюда диа­метр делительной окружности колеса равен

d = Pz / π = mz

Модуль зуба m = P/ π — величина условная, имеющая размерность в миллиметрах (мм) и используемая как масштаб для выражения многих параметров зубчатых колес. В зарубежной практике в этом качестве используется питч — величина обратная модулю.

Основная окружность — это окружность, от которой образуется эвольвента. Все параметры, относящиеся к ней, обозначаются с индек­сом b, например, диаметры (радиусы) колес в зацеплении: db1 (rb1), db2 (rb).

Касательно к основным окружностям через полюс зацепления Р проходит прямая NN, а ее участок N1N2 называется линией зацепле­ния. По ней в процессе обката перемещается точка контакта сопрягае­мых профилей колес. N1N2 называется номинальной (теоретической) линией зацепления, обозначаемой буквой g. Расстояние между точками пересечения ее с окружностями выступов колес называется рабочим участком линии зацепления и обозначается ga.

В процессе обката зубчатых колес точка контакта профилей пере­мещается в пределах активного (рабочего) участка линии зацепления ga, которая является нормалью к профилям обоих колес в этих точках и одновременно общей касательной к обеим основным окружностям.

Угол между линией зацепления и перпендикуляром к линии, соеди­няющей центры сопрягаемых колес, называется углом зацепления. У корригированных колес этот угол обозначается αw12, для некорригированных колес αw12 = α0.

Межцентровое расстояние некорригированных колес

αw12 = rw1 + rw2 = r1 + r2 = m(z1 + z2)/2.

Окружности выступов и впадин — окружности, проходящие соот­ветственно через вершины и впадины зубьев колес. Их диаметры (ра­диусы) обозначаются: da1(ra1), df1(rf1), da2(ra2), df2(rf2).

Шаги зубьев колесPt, Pb, Pn, Px — это расстояния между одно­именными сторонами профиля, замеренные:

а)  по дуге делительной окружности в торцевом сечении — окружной (торцевый) шаг Pt = πd / z;

б)   по дуге основной окружности — основной шаг Pb = πdb / z;

в)   по контактной нормали (линии зацепления) — основной нормаль­ный шаг Pbn;

г)   по нормали к направлению зубьев и по оси (у винтовых пере­дач) — нормальный шаг Pn и осевой шаг Px.

Коэффициент перекрытия ε — отношение активной (рабочей) час­ти линии зацепления к основному нормальному шагу:

ε = ga /Pbn

Окружная (торцевая) толщина зуба St — длина дуги делительной окружности, заключенная между двумя сторонами зуба. Толщина, из­меренная по хорде, обозначается как S.

Окружная ширина впадины между зубьями e — расстояние между разноименными сторонами профиля по дуге делительной окружности.

Высота головки зуба ha — расстояние между окружностями высту­пов и делительной: ha = rar.

Высота ножки зуба hf — расстояние между окружностями дели­тельной и впадин: hf = rrf.

Высота зуба: h = ha + hf.

Рабочий участок профиля зуба — геометрическое место точек кон­такта профилей сопрягаемых колес, определяется как расстояние от вершины зуба до точки начала эвольвенты. Ниже последней следует переходная кривая.

Переходная кривая профиля зуба часть профиля от начала эволь­венты, т.е. от основной окружности до окружности впадин. При методе копирования соответствует форме головки зуба инструмента, а при ме­тоде обкатки образуется вершинной кромкой режущего инструмента и имеет форму удлиненной эвольвенты (для инструментов реечного типа) или эпициклоиды (для инструментов типа колеса).

Другие параметры и обозначения будут приведены ниже по мере использования.

Понятие об исходном контуре рейки.

Как было показано выше, частным случаем эвольвенты при z = ∞ является прямая линия.

Это дает основание использовать в эвольвентном зацеплении рейку с прямобочными зубьями. При этом любое зубчатое колесо данного модуля независимо от числа зубьев может быть сцеплено с рейкой того же модуля. Отсюда возникла идея обработки колес методом обкатки. В зацеплении колеса с рейкой (рис. 3) радиус начальной окружности последней равен бесконечности, а сама окружность превращается в на­чальную прямую рейки. Линия зацепления N1N2 проходит через полюс P касательно к основной окружности колеса и перпендикулярно к боко­вой стороне профиля зуба рейки. В процессе зацепления начальная ок­ружность колеса обкатывается по начальной прямой рейки, а угол заце­пления становится равным углу профиля зуба рейки α.

Зацепление зубчатой рейки с колесом
Рис. 3. Зацепление зубчатой рейки с колесом.

Так как профиль зубьев рейки — прямая линия, это в значительной мере упрощает контроль линейных параметров зубьев и угла профиля. С этой целью стандартами установлено понятие исходного контура зубчатой рейки (рис. 4, а).

В соответствии со стандартами, принятыми в нашей стране для эвольвентного зацепления, исходный контур имеет следующие пара­метры зубьев в зависимости от модуля:

  • угол профиля α = 20°;
  • коэффициент высоты головки hα* = 1;
  • коэффициент высоты ножки hf* = 1,25;
  • коэффициент радиального зазора с* = 0,25 или 0,3;
  • коэффициент граничной (рабочей) высоты зуба hL* = 2;
  • шаг зубьев P = πт;
  • толщина зуба S и ширина впадины е: S = e = 0,5P = πт / 2.

Делительная прямая рейки проходит по середине рабочей высоты зуба hL.

Для зуборезных инструментов основные параметры зубьев по ана­логии с изложенным выше задаются параметрами исходной инстру­ментальной рейки (рис. 4, б). Так как зубья режущего инструмента обрабатывают впадину между зубьями колеса и могут нарезать колеса с модифицированным (фланкированным) профилем, между названными исходными контурами имеются существенные различия, а именно:

Исходные контуры зубчатой рейки и инструментальной рейки
Рис. 4. Исходные контуры:
а — зубчатой рейки; б — инструментальной рейки
  1. Высота головки зуба исходной инструментальной рейки ha0 = (hf0* + c0*)m = 1,25m, т.е. коэффициент высоты головки hα0* = 1,25. Высота ножки зуба hf0 = 1,25т , а полная высота зуба h0 =ha0 +hf0 = 2,5m.
  2. Если нарезаемое колесо имеет срез у головки (модифицирован­ный профиль), то ножка зуба инструментальной рейки должна иметь утолщение с параметрами hф0, αф0, nф0.

3. Толщина зуба у зубчатой рейки S = πт /2, а у инструментальной рейки при нарезании колес с модифицированным профилем зубьев

S0 = πт/2 ± ΔS0

Поправка ΔS0 берется из справочников в зависимости от величины модуля зуба. Знак «+» берется для чистовых, а знак «-» — для черновых инструментов. В первом случае происходит утонение зубьев нарезаемо­го колеса с целью создания бокового зазора между зубьями сцепляемых колес, во втором случае утолщение, в результате чего нарезаемые зубья получают припуск на чистовую обработку.

У колес с обычным (немодифицированным) профилем зубьев изме­нение толщины нарезаемых зубьев можно получить путем смещения инструментальной рейки относительно центра колеса и утолщение ее зубьев у ножки не требуется.

Параметры зацепления корригированных зубчатых колес.

Корригирование (исправ­ление) колес дает возможность улучшить зубчатое зацепление по сравнению с нормальным зацеп­лением в отношении трения, из­носа и прочности зубьев, умень­шить вероятность подреза ножки зубьев при малом их числе и др.

Применительно к долбякам корригирование дает возмож­ность получения задних углов на режущих кромках (см. ниже).

Из известных методов корри­гирования на практике наиболь­шее применение нашло высот­ное корригирование, которое осуществляется путем смещения профиля исходной инструмен­тальной рейки относительно центра нарезаемого колеса. Такое смещение принято считать положительным, если рейка отводится от центра коле­са, и отрицательным, когда она приближается к его центру (рис. 5). Величина смещения оценивается произведением x0∙m, где х0 — коэффи­циент смещения.

Схема высотного корригирования зубчатого колеса
Рис. 5. Схема высотного корригирования зубчатого колеса:
1 — положительное смеще­ние; 2 — нулевое смещение; 3 — отрицатель­ное смещение

При положительном смещении высота головки зуба нарезаемого колеса h’a1 увеличивается на величину x0∙m, а высота ножки h’f1 уменьшается на ту же величину. При отрицательном смещении, на­оборот, высота головки зуба уменьшается, а высота ножки уве­личивается. Полная высота зуба колеса в обоих случаях остается неизменной, при этом положение делительной и основной окружностей колеса постоянно и не зависит от величины смещения, то неизбежно изменение толщины зуба нарезаемого колеса по делительной окружности из-за смещения делительной прямой рейки относительно начального положения на величину ±x0m. Как видно из рис. 6, толщина зуба по делительной окружности у корригированного колеса при смещении рейки инструмента

S’1,3= πm/2 ± 2ΔS = πт/2 ± 2x0mtgα0

где ΔS = x0m tgα0 .

Знак «+» берется при положительном, а знак «-» — при отрицательном смещении.

Изменение толщины зуба на делительной ок­ружности при положительном смещении инструмен­тальной рейки
Рис. 6. Изменение толщины зуба на делительной ок­ружности при положительном смещении инструмен­тальной рейки.

При расчетах зуборезных инст­рументов, например долбяков, зу­бья которых корригированы, воз­никает необходимость определения толщины зуба на окружности лю­бого радиуса — rу, концентричной с делительной окружностью радиу­сом r.

Рис. 7. Толщина зуба Sy на окружности радиуса ry.

Из рис. 7 и уравнения эволь­венты следует, что толщина зуба по окружности радиуса ry в точке 2 равна

Sy = 2rу∙ψу

где ψу = ψ — (invαy — invα); ψ и ψу — углы между линией симметрии зуба и радиусами, проведенными в точке 1 на делительной окружно­сти и в точке 2 на окружности ра­диусом ry; invα и invαy — эвольвентные углы в этих точках.

Так как толщина зуба на дели­тельной окружности S1 — величина известная, а угол ψ = S1 /2r , то Sy можно определить по форму­лам:

для корригированных колес

Sy = 2ry(S1/2r + inv α — inv αy)

для некорригированных колес при S = πm / 2

Sy = dy (πm / 2d + inv α — inv αy )

Здесь углы α и αy, как следует из уравнения, определяются по следую­щим формулам: cosα = rb /r, cosαу = rb /rу.

На рис. 8 представлено зацепление двух колес с корригирован­ными зубьями. Его главная особенность заключается в том, что началь­ные окружности rw1 и rw2, проходящие через полюс зацепления Р, не совпадают с делительными окружностями r1 и r2. По этой причине угол зацепления αw12 колес не равен углу профиля исходной рейки, толщины зубьев на делительной окружности меняются, а также меняются соот­ношение высот головок и ножек зубьев, диаметры окружностей высту­пов, впадин и межцентровое расстояние между колесами.

Зацепление корригированных колес
Рис. 8. Зацепление корригированных колес.

Угол зацепления aw12 — это угол между линией зацепления N1N2 и перпендикуляром к прямой, соединяющей центры колес (для корриги­рованных колес αw12α).

Формулу для расчета αw12, а точнее inv αw12, найдем в следующей последовательности:

1. Запишем уравнение для расчета толщин зубьев на начальной ок­ружности Sw1 и Sw2 для шестерни и колеса на основании формулы, сменив индекс y на w.

2. Сумма толщин зубьев колес, находящихся в зацеплении, равна шагу на начальной окружности:

Sw1+Sw2 = Pw12

Путем алгебраических преобразований найдем эвольвентный угол inv αw12.

Толщины зубьев на начальных окружностях шестерни и колеса на основании уравнения

где r1, r2 — радиусы делительных окружностей (r1 = mz1 /2; r2 = mz2 /2);

S1, S’2 — толщины зубьев по делительным окружностям.

Шаг зубьев на начальных окружностях шестерни и колеса будет один и тот же:

Pw12 = 2πrwl / z1 = 2πrw2 / z2

Из уравнения следует, что

Подставим параметры:

2πrw1 / z1 = 2rw1(S1 / 2r1 + inv α — inv αw12) + 2rw12z2 / z1 (S’2/2r2 + inv α- inv αw12)

Сократим обе стороны равенства на 2rw1 и умножим на z1. В итоге полу­чим

π = S1 / m + z1 inv α — z1 inv αw12 + S’2 / m + z2 inv α — z2 inv αw12

После преобразования

(z1 + z2)inv αw12 = (z1 + z2)inv α + S1 /m + S’2m — π

Отсюда

Из этого уравнения следует, что если колесо z1 находится в зацепле­нии с инструментами реечного типа (червячная фреза, гребенка), у ко­торых z2 = ∞, то второй член правой части уравнения превращается в нуль и угол зацепления передачи становится равным углу профиля ис­ходного контура рейки, т.е. αw12 = α0.

Для инструментов типа колеса (долбяк, шевер) уравнение желательно представить в виде зависимости inv αw10 от величины сме­щения профиля пары корригированных колес z1 и z0. Для этого подста­вим значения S1 и S2, рассчитанные по формуле:

или после сокращений

где α0 — угол профиля инструмента.

Межцентровое расстояние у корригированных колес

αw12 = rw1 + rw2

Так как радиусы начальных окружностей равны

тогда

Номинальная длина линии зацепления (рис. 8):

g = N1P+ N2P = rw1 sin αw12 + rw2 sin αw12 = αw12 sin αw12

Длина активной части линии зацепления сопряженных колес равна расстоянию между точками пересечения линии зацепления ок­ружностями выступов шестерни и колеса (рис. 8):

Радиусы окружностей выступов и впадин у корригированного колеса с учетом смещения ±x0m:

При этом высота зуба колеса h = hα = hƒ от величины смещения профиля не зависит. Из-за разности знака у головки и ножки, т.е.

здесь и выше верхний знак ис­пользуется при положительном смещении, а нижний — при отрицатель­ном смещении профиля.

Возможен частный случай, когда пара «шестерня — колесо» или «колесо — инструмент» имеет одинаковые по величине, но обратные по знаку величины смещения (так называемое нулевое зацепление), тогда делительные окружности совпадают с начальными. Как следует из уравнения, в этом случае угол зацепления αw12 = α, но меняются толщина зубьев по делительной окружности и соотношение высот голо­вок и ножек зубьев. В этом случае межцентровое расстояние равно

αw12 = (d1 +d2)/2 = m(z1 + z2)/2.

Такая коррекция применяется при больших передаточных числах. При ней обычно положительное смещение берется для шестерни с це­лью увеличения прочности зубьев, т.е. имеет место только высотная коррекция.

При угловой коррекции шестерню и колесо изготавливают обычно с положительным смещением исходного контура. Угол зацепления у та­ких колес будет больше, чем у некорригированных (отсюда и название — «угловая коррекция»). Основное преимущество угловой коррекции пе­ред высотной состоит в том, что она дает возможность увеличить проч­ность зубьев как у шестерни, так и у колеса.

Если величина или знаки коррекции у нарезаемых колес не совпа­дают, то имеет место совмещение угловой и высотной коррекции одно­временно.