Трубопроводные системы и их сборка.

Трубопроводные системы и их сборка

Трубопроводные системы применяют в силовых установках (для подвода воды и топлива), станках и в другом технологическом оборудовании (для подвода масла к местам смазки и зажимным устройствам и охлаждающей жидкости в зону обработки), в прес­совом оборудовании (для подвода жидкостей и газов к силовым цилиндрам).

Трубопровод состоит из труб, соединяемых между собой и с конструктивными элементами оборудования при помощи специ­альных соединительных элементов, крепежных деталей и арма­туры.

В зависимости от назначения различают трубопроводы высо­кого, среднего и низкого давления. Для всех видов трубопроводов общим требованием является чистота проходного отверстия, пол­ная непроницаемость, долговечность и простота обслуживания.

В зависимости от назначения трубопроводной системы исполь­зуют чугунные, стальные, медные, латунные, алюминиевые и пла­стиковые трубы. Наиболее распространено применение стальных труб. В зависимости от способа изготовления различают цельно­тянутые (бесшовные) и сварные трубы.

Для передачи охлаждающей жидкости используют, как прави­ло, обычные водопроводные трубы. Для передачи горячей воды и пара — бесшовные трубы, для рабочих жидкостей в системах ги­дравлического привода — стальные цельнотянутые трубы, для подвода смазывающих масел — медные трубы.

Соединения трубопроводов могут быть неподвижными разъем­ными и неподвижными неразъемными (однако в некоторых слу­чаях используют подвижные соединения элементов трубопрово­дов). К неподвижным разъемным соединениям относятся соеди­нения на резьбе, выполненные с помощью специальных соединительных элементов — фитингов и фланцев (рис. 1, а—ж), а к неподвижным неразъемным соединениям относятся соедине­ния, выполняемые сваркой, напрессовкой, отбортовкой и разваль­цовкой (рис. 1, з—к).

Фитинги и фланцы трубных соединений
Рис. 1. Фитинги и фланцы трубных соединений:
а — угольник; б — тройник; в — крестовидный переходник; г — переходная муфта; д, е — контргайка; ж — футорка; з—к — соединение с фланцем соответственно напрессовкой, развальцовкой, отбортовкой.

Все операции, выполняемые при сборке трубопроводных си­стем, могут быть подразделены на заготовительные и сборочные.

К заготовительным операциям относятся разметка, отрезка, очистка, гибка труб, отбортовка, развальцовка, сварка и сборка дета­лей в сборочные единицы, проверка и контроль по размерам, форме и внешнему виду, гидравлические испытания и маркировка.

Наиболее сложная операция — гибка труб, кото­рая может производиться как вручную, так и механическим спо­собом с наполнителем или без него. Наиболее важным является выбор радиуса гибки, так как он оказывает существенное влияние па работу трубопровода. Радиус гибки выбирают в зависимости от диаметра трубы и толщины ее стенки,

На сборочные операции сборочные единицы поступают в под­готовленном виде, т.е. соответствующей длины и с нарезанной на концах трубы резьбой. Соединительные элементы, крепежные де­тали и арматура, поступающие на сборку, также должны быть окончательно подготовлены и проверены для монтажа в трубо­проводной системе.

При сборке необходимо обеспечить соосность соединяемых груб, а также параллельность торцов труб и соединительных флан­цев. Несоблюдение этих условий является причиной возникнове­ния нагрузок, которые могут вывести трубопровод из строя.

В зависимости от назначения трубопроводных систем различа­ются технологические процессы их сборки.

Сборка трубопроводных систем на фитингах.

Стальные трубы, на концах которых нарезана резьба, соединяют между собой специальными соединительными элементами — фитингами, которые изготавливают стальными или из ковкого чугуна. Применение фитингов при сборке обеспечивает соединение труб под различными углами, предусматривает выполнение отведений и обеспечивает переход от одного диаметра трубы к другому.

Герметичность соединения при помощи фитингов достигается за счет смазывания резьбовой части соединяемых деталей перед сборкой свинцовым суриком или цинковыми белилами с предва­рительной подмоткой резьбы льняной или пеньковой пряжей.

Магистральные трубы, соединяемые при помощи прямых со­единительных муфт, имеющих на наружной поверхности ребра для захвата их трубным ключом, могут иметь короткую или длин­ную резьбу.

При сборке труб с короткой резьбой (рис. 2, а) на конце тру­бы 2 нарезается резьба такой длины, чтобы она была на 2 — 3 вит­ка меньше половины длины соединительной муфты 1. Сбег в кон­це резьбы при сборке заклинивает муфту, что обеспечивает плот­ность соединения. Соединения труб с короткой резьбой применя­ют только для неразъемных трубопроводов, так как после сборки такие соединения разъединить невозможно.

Сборка труб на сгоне (рис. 2, 6) производится, если по услови­ям работы трубопроводную систему необходимо разбирать. В этом случае одна из труб имеет короткую резьбу, а вторая длинную. Участок трубы с длинной резьбой называют сгоном. Длину этого участка выбирают таким образом, чтобы после установки на нем соединительной муфты и гайки остался участок резьбы не менее чем с двумя нитками. Соединения на сгоне можно применять толь­ко при сборке трубопроводов с цилиндрической резьбой.

Соединения трубопроводов на резьбе
Рис. 2. Соединения трубопроводов на резьбе:
а — с короткой резьбой; б — на сгоне; 1 — муфта; 2 — труба; 3 — контргайка

При помощи соединений на фитингах монтируют водяные, па­ровые и некоторые другие трубопроводы, работающие при давле­нии, не превышающем 16 МПа. Для соединения труб при помощифитингов применяют трубные ключи различных конструкций (рис. 3, а — д).

Ключи для сборки трубопроводов
Рис. 3. Ключи для сборки трубопроводов:
а — рычажный; б — разводной; в — специальный; г — накидной; д — цепной

Сборка трубопроводных систем на фланцах.

При сборке труб­ных соединений на фланцах их закрепляют на трубе сваркой, на резьбе, развальцовкой или отбортовкой (см. рис. 1, з—к). При этом необходимо обеспечить соосность трубопроводов и парал­лельность торцевых поверхностей фланцев. В процессе сборки между фланцами устанавливают прокладки, которые обеспечива­ют герметичность соединения. Фланцы крепят между собой, ис­пользуя болты или шпильки. Прокладки вырезают так, чтобы они но форме соответствовали фланцу. Изготавливают прокладки из уплотняющего материала и промазывают с двух сторон гермети­зирующим составом (олифа, белила, специальные герметизирую­щие пасты — герметики). Соединения затягивают гайками, кон­тролируя при этом параллельность торцевых поверхностей флан­цев при помощи щупа.

В различных конструкциях трубопроводов широко применяют плоские уплотняющие прокладки. В зависимости от назначения различают прокладки:

  • мягкие эластичные из однородного материала (картон, бумага, войлок, асбест, резина, паронит, свинец);
  • мягкие эластичные комбинированные (металлические с асбестовой сердцевиной, асбестопрорезиненные);
  • пасты и мастики.

От материала и толщины прокладки зависит надежность соеди­нения.

Выбор того или иного прокладочного материала зависит от на­значения трубопроводной системы.

Сборка трубопроводных систем развальцовкой.

При сборке труб развальцовкой (рис. 4) концы развальцованных труб 4 со­единяют штуцером 1 и закрепляют при помощи гайки 2 и ниппе­ля 3. В некоторых случаях в этих соединениях используются мед­ные прокладки, повышающие его герметичность.

Соединения трубопроводов развальцовкой и с использова­нием штуцеров
Рис. 4. Соединения трубопроводов развальцовкой (а) и с использова­нием штуцеров (б):
1 — штуцер; 2 — накидная гайка; 3 — ниппель; 4 — труба  

Соединение трубопроводных систем с использованием клеев.

Для соединения труб в трубопроводных системах при помощи клеев применяют соединения бандажного типа, клеемеханические соединения, соединения муфтой и враструб (рис. 5).

Соединения трубопроводов с использованием клеев
Рис. 5. Соединения трубопроводов с использованием клеев:
а, б — стыковое; в — клеемеханическое; г — муфтой и враструб

Клеевые соединения бандажного типа (рис. 5, а и б) вы­полняют путем многослойной намотки на концы стыка стальных труб ленты из стеклоткани с нанесенным на ее поверхность слоем эпоксидного клея. Фиксация взаимного положения концов стыку­емых труб обеспечивается за счет применения струбцин с приз­матическими поверхностями рабочей части. Зачистка труб перед склеиванием осуществляется на участках длиной не менее 0,7 диа­метра трубы. Зачищенные поверхности перед склеиванием обез­жиривают ацетоном или бензином. Намотка подготовленной лен­ты с нанесенным на нее клеевым составом на концы соединяемых груб осуществляется вручную, туго и без перекосов. Середина ленты при этом должна располагаться в месте стыка труб. Для по­лучения необходимой прочности и герметичности соединение должно быть выдержано при температуре окружающего воздуха 5… 17 °C в течение четырех суток или при температуре 17…25°С в течение двух суток. Для сокращения времени выдержки и увели­чения прочности клеевого соединения применяют искусственные условия, выдерживая соединение в течение трех часов при темпе­ратуре 80 °С или в течение полутора часов при температуре 120 °С . Соединенные клеевым методом трубы можно перемещать только их переноской, категорически запрещается их перемещение волочением или сбрасывание с высоты.

Клеемеханическое соединение трубопроводов (рис. 5, в) выполняют, нанося клей на наружную поверхность конца трубы и внутреннюю поверхность раструба или муфты. После нанесения клея конец трубы вводится в раструб или в муфту и обжимается по периметру. После обжатия соединение выдерживается до по­лимеризации клея. Длина участка трубы, входящего в раструб или в муфту, должна составлять не менее 1,2 ее диаметра.

Соединения труб муфтой и враструб (рис. 5, г) отличают­ся от клеемеханических тем, что обжатие муфты или раструба не выполняется.

Сборка винипластовых трубопроводов. Сборка таких трубо­проводов производится при помощи раструбов привариваемыми или резьбовыми муфтами, а также при помощи фланцев, закреп­ляемых сваркой или отбортовкой.

Соединения винипластовых труб при помощи раструбов могут быть неподвижными, выполняемыми при помощи сварки и клеев, или подвижными, выполненными с использованием резино­вых колец. Подвижные соединения трубопроводов, выполненных из винипластовых труб, используют в целях компенсации темпера­турного изменения длины трубопровода. Раструбные соединения для винипластовых труб выпускаются диаметром 8… 150 мм.

Соединение винипластовых труб сваркой встык не получило широкого распространения, так как прочность сварного шва для винипласта составляет всего 65…80% от прочности самого мате­риала, что приводит при выполнении сварных соединений к по­явлению слабых (непрочных) мест в системе трубопровода. Изготовление раструбов и оттягивание бортов трубы из винипласта производится с предварительным нагревом. Нагрев осуществляют в ванне, наполненной глицерином или минеральным маслом, при температуре 150… 170°C. После нагрева трубу закрепляют в ти­сках, а в ее нагретую часть вводят стальную оправку соответству­ющего диаметра и формы, разогретую до температуры 100… 120 °C. Образующийся раструб охлаждают и после этого извлекают оправку из трубы. Длина раструба зависит от диаметра трубы.

Для склеивания винипластовых трубопроводов используют 20%-ный раствор перхлорвиниловой смолы в ацетоне или раствор дихлорэтана.

Сборка полиэтиленовых труб производится при помощи рас­трубов, муфт, металлических гаек сваркой или склеиванием. Проч­ность швов при стыковой сварке всего на 10% ниже прочности основного материала, что не приводит к существенному сниже­нию прочности такого соединения.

Полиэтиленовые трубы склеивают после их обработки хромо­вой кислотой, что позволяет изменить полярность полиэтилена, в результате чего он приобретает способность склеиваться обычны­ми клеями.

Для защиты от коррозии деталей, находящихся в контакте с по­лиэтиленом, нельзя использовать масляные краски и битумные лаки.

Трубопроводы после сборки испытывают на прочность и гер­метичность. При испытании трубопровод наполняют водой и от­мечают те места, в которых наблюдается утечка жидкости. Затем воду выпускают и уплотняют отмеченные места. При гидравличе­ских испытаниях трубопровода проверяют прочность всех его элементов и герметичность соединений под давлением, предусмо­тренным техническими условиями на сборку.