Весьма часто в конструкциях машин и механизмов встречаются составные валы, т. е. валы, состоящие из двух, трех и более частей, В зависимости от конструкции механизма и требований, предъявляемых к точности взаимного расположения валов, применяют различные виды соединительных устройств — муфт. Основное назначение этих соединительных устройств — передача вращательного движения и крутящего момента без изменения его направления и величины.
Если в процессе работы валы должны быть постоянно соединены, то применяют жесткие и подвижные соединительные муфты, а если необходимо разъединение валов — то сцепные; для предохранения механизмов от перегрузок применяют предохранительные муфты. Для передачи движения в одном направлении широко применяют обгонные муфты, которые обеспечивают прекращение передачи вращательного движения при изменении его направления.
Конструкция жестких соединительных муфт.
Жесткие соединительные муфты различных конструкций (неподвижные глухие, втулочные, продольно- и поперечно-свертные) обеспечивают соединение валов с отклонением от соосности не более 0,05 мм.
Неподвижные глухие муфты (рис. 1, а) применяют в приводах, работающих с переменной скоростью или в режиме частого пуска.
Втулочные муфты служат для соединения соосных валов при передаче крутящих моментов до 12 500 Н-м. Эти муфты могут быть соединены с валом при помощи штифтов (рис. 1, б); призматических (рис. 1, в) и сегментных (рис. 1, г) шпонок и шлицов (рис. 1, д).
Продольно-свертные муфты (рис. 1, е) применяют при соединении гладких валов при передаче крутящих моментов до 12500 Нм. Муфта состоит из двух полумуфт с плоскостью разъема параллельной оси вала, соединение осуществляется при помощи болтов.
Поперечно-свертные муфты (рис. 1, ж) применяют для соединения валов диаметром до 250 мм при передаваемом крутящем моменте до 40 000 Нм. Муфта состоит из двух полумуфт с плоскостью разъема, перпендикулярной оси вала, соединяемых между собой болтами.
Сборка жестких соединительных муфт.
Сборка жестких соединительных муфт начинается с контроля взаимного расположения соединяемых валов и размеров посадочных мест на валах и муфтах. После контроля соединяемых валов на них устанавливают соединительные муфты, фиксируя положение последних за счет штифтовых, шпоночных и шлицевых соединений, применяя в случае необходимости стопорные винты (для шпоночных и шлицевых соединений). При установке свертных муфт (продольных и поперечных) их положение на валах фиксируется при помощи соединения полумуфт болтами.
Конструкция подвижных соединительных муфт.
Подвижные соединительные (компенсирующие) муфты применяют в тех случаях, когда необходима компенсация незначительного отклонения соединяемых валов от соосности. В зависимости от величины допускаемого отклонения соединяемых валов от соосности применяют подвижные соединительные муфты различной конструкции: зубчатые, цепные и крестовые.
Зубчатые муфты (рис. 2, а) состоят из двух полумуфт 2 с наружными зубьями, которые устанавливают на валах, фиксируя их положения при помощи шпоночного соединения. Зубья полумуфт находятся в зацеплении с внутренними зубьями двух обойм 1, которые соединяются между собой болтами. Компенсирующая способность зубчатых муфт определяется углом перекоса оси каждой полумуфты относительно обоймы и расстоянием между осями зубчатых венцов. Допускаемое смещение осей валов при соединении зубчатыми муфтами приведено в табл. 1.
Таблица 1. Допускаемые смещения осей валов при соединении зубчатыми муфтами:
Диаметр вала, мм | Радиальное смещение, мм | Угловое смещение, рад | Диаметр вала, мм | Радиальное смещение, мм | Угловое смещение, рад |
40 | 0,4 | 0,0004 | 220 | 2,1 | 0,0021 |
50 | 0,6 | 0,0006 | 250 | 2,6 | 0,0026 |
60 | 0,8 | 0,0008 | 280 | 2,7 | 0,0027 |
75 | 1,0 | 0,0010 | 320 | 2,9 | 0,0029 |
90 | 1,2 | 0,0012 | 360 | 3,4 | 0,0034 |
105 | 1,3 | 0.0013 | 400 | 3,7 | 0,0037 |
120 | 1,5 | 0,0015 | 450 | 4,1 | 0,0041 |
140 | 1,6 | 0,0016 | 500 | 4,6 | 0,0046 |
160 | 1,7 | 0,0017 | 560 | 4,7 | 0,0047 |
180 | 1,9 | 0,0019 | 560 | 4,7 | 0,0047 |
Цепные муфты (рис. 2, б) состоят из двух звездочек 3, которые устанавливают на соединяемые валы при помощи шпонок, охватывающей цепи 4 и кожуха 5. Применяют эти муфты для соединения валов диаметром 20… 140 мм при передаче крутящих моментов до 8 000 Нм. Допускаемое смещение валов при соединении этими муфтами: радиальное — 0,15…0,70 мм; угловое — 1 °. К недостаткам цепных муфт следует отнести наличие угловых зазоров и мертвого хода, в результате чего они не могут применяться в реверсивных передачах, а также при больших динамических нагрузках.
Крестовые муфты допускают осевые, радиальные и угловые смещения соединяемых валов. Наибольшее распространение получили кулачково-дисковые крестовые муфты и крестовые муфты со скользящим вкладышем.
Крестовые кулачково-дисковые муфты (рис. 2, в) предназначены для соединения валов диаметром 16… 150 мм при передаче крутящих моментов до 16000 Нм. Эти муфты допускают угловое смещение валов до 0,5° и радиальное — 0,6…3,6 мм в зависимости от диаметра вала. Муфта состоит из трех частей: двух полумуфт, установленных на валах, и расположенного между ними промежуточного диска. Рабочие поверхности полумуфт и диска термически обработаны до твердости 46…50 HRC на глубину 2…3 мм. К достоинствам кулачковых муфт следует отнести способность компенсировать радиальное биение величиной до 0,04 диаметра вала. Недостатками этих муфт являются неудовлетворительная работа даже при незначительных угловых смещениях; повышенное изнашивание рабочих поверхностей; значительные потери на трение, что приводит к необходимости применения смазки.
Крестовые муфты со скользящим вкладышем (рис. 2, г) предназначены для соединения валов диаметром 15… 150 мм. Муфты допускают радиальное смещение осей соединяемых валов в пределах 0,4…2 мм и их перекос до 40′.
Сборка подвижных соединительных муфт.
Сборку подвижных соединительных муфт начинают с контроля деталей соединения. При выполнении контрольных операций проверяют соответствие отклонения соединяемых валов требованиям технических условий, а также формы и размеров посадочных мест валов и полумуфт требованиям чертежа. После этого оценивают визуально состояние соединительных элементов (зубьев обойм, полумуфт и звездочек, цепи, диска и вкладыша). Затем устанавливают на валах полумуфты, используя, как правило, призматические шпонки и соединительные элементы, обеспечивающие передачу вращательного движения от одной полумуфты к другой. Положение полумуфт на валах фиксируют стопорными винтами. Заключительным этапом сборки подвижных соединительных муфт является их проверка на радиальное биение.
Конструкция и сборка упругих соединительных муфт.
Упругие муфты применяют для уменьшения динамических нагрузок и предохранения соединяемых валов от резонансных колебаний. Эти муфты позволяют также компенсировать неточность взаимного положения соединяемых валов. К этому типу муфт относятся муфты втулочно-пальцевые; со звездочкой; с торообразной оболочкой; со змеевидной пружиной.
Упругие втулочно-пальцевые муфты (рис. 3, а) обеспечивают соединение валов диаметром 9… 160 мм, передающих крутящий момент до 16000 Нм. Муфта состоит из двух полумуфт, в одной из которых установлены упругие кольца. Соединяют полумуфты при помощи соединительных пальцев.
Сборку таких муфт начинают с контроля комплектующих деталей, проверяя размеры и форму посадочных мест на валах и полумуфтах 1 и 2 на соответствие требованиям чертежа. После этого в полумуфте 1 (с выточкой) сверлят и развертывают отверстия под соединительные пальцы 3. Затем соединяют полумуфты при помощи струбцин, ориентируя их взаимное положение по наружному диаметру.
Используя просверленные в полумуфте 1 отверстия в качестве кондуктора, сверлят отверстия в полумуфте 2. Далее следует удалить струбцины и рассверлить отверстия под упругие кольца в полумуфте 2. Закончив подготовительные операции приступают непосредственно к сборке пальцевой муфты. Полумуфты устанавливают на соединяемые валы, используя призматические шпонки. Затем на соединительные пальцы 3 устанавливают упругие кольца 4 и компенсационное кольцо 6 и вводят их в подготовленные отверстия в полумуфтах 1 и 2. На резьбовые концы 7 соединительных пальцев устанавливают шайбы и навертывают гайки 8, затягивая их и производя стопорение от возможного самопроизвольного отвинчивания. Заключительным этапом сборочной операции является проверка собранной муфты на радиальное и осевое биение.
Упругие муфты со звездочкой (рис. 3, б) состоят из двух полумуфт с торцевыми кулачками трапецеидального сечения и резиновой звездочки, устанавливаемой между ними. Такие муфты допускают максимальное радиальное смещение валов в пределах 0,1 …0,4 мм и угловое — 1… 1,5°.
Сборку этих муфт также начинают с контроля посадочных мест и установки полумуфт на валах с использованием шпоночного соединения. После чего устанавливают звездочку так, чтобы ее лучи вошли в пазы между полумуфтами. Фиксирование взаимного положения полумуфт осуществляется стопорными винтами.
Упругие муфты с торообразной оболочкой (рис. 3, в) состоят из двух полумуфт, упругой оболочки, имеющей форму автомобильной шины, и двух колец, обеспечивающих крепление оболочки к полумуфтам. Эти муфты допускают максимальное осевое смещение валов в пределах 1… 11 мм и угловое — 2…6°.
Сборка таких муфт также начинается с контроля комплектующих деталей. После проведения контрольных измерений на полумуфты устанавливают крепежные кольца, вводя в их отверстия установочные болты. Затем полумуфты устанавливают на валах, используя шпоночные соединения. Соединение полумуфт осуществляют при помощи торообразной оболочки, которую устанавливают на полумуфты и закрепляют при помощи крепежных болтов.
Упругие муфты со змеевидной пружиной (рис. 3, г) состоят из двух полумуфт с зубьями специальной формы, между которыми помещается изогнутая пружина, разделенная на несколько частей. Зубья и пружина снаружи закрываются кожухом, состоящим из двух половин, соединяемых между собой болтами. Кожух служит резервуаром для смазки и защищает муфту от загрязнения.
Сборка таких муфт начинается с контроля геометрических размеров и формы посадочных мест на валах и полумуфтах. После проведения контрольных операций на полумуфтах устанавливают кожухи, а полумуфты в сборе устанавливают на соединяемые валы, используя шпоночные соединения. Затем между зубьями полумуфт размещают отрезки змеевидной пружины и вводят смазочное масло. После этого составные части кожуха соединяют и скрепляют между собой болтами. Положение полумуфт на валах фиксируют стопорными винтами.
Конструкция и сборка обгонных муфт.
Обгонные муфты (рис. 4) передают вращение за счет сил трения, возникающих при заклинивании роликов между обоймой и звездочкой при одинаковом направлении вращения и их размыкании при реверсивном движении.
Фрикционная обгонная муфта с роликами состоит из обоймы 5, имеющей цилиндрическую гладкую внутреннюю поверхность, роликов 3, втулки 1 с пружиной 2, ограничивающей движение роликов, и звездочки 4.
Полости между внутренней цилиндрической поверхностью обоймы и внешней поверхностью звездочки суживаются в одном направлении, поэтому находящиеся в этих полостях ролики при вращательном движении звездочки на ведущем валу выталкиваются в суживающуюся часть полости и заклиниваются, т.е. их поверхности входят в прочный фрикционный контакт с поверхностью обоймы. В итоге обойма начинает вращаться в направлении вращения звездочки. В свою очередь обойма соединена с ведомым валом механизма, например при помощи шпонки. При изменении направления вращения ведущего вала ролики откатываются в широкую часть полости, и их контакт с внутренней поверхностью обоймы ослабевает настолько, что происходит размыкание обоймы и звездочки, т.е. передача вращательного движения звездочки на обойму прекращается.
Сборку фрикционной обгонной муфты после контроля параметров входящих в нее деталей начинают с запрессовки в отверстия звездочки 4 втулок 1 с последующим их развертыванием для восстановления номинальных геометрических размеров и формы (запрессовка производится только при сборке звездочек, у которых внутренний диаметр обоймы 5 составляет 80 или 100 мм). После напрессовывания втулок на ступицу звездочки устанавливают одну из ограничительных щек 8, фиксируя ее положение стопорным кольцом 7. Собранную звездочку устанавливают в обойму 5, размещая в ее отверстиях толкатели с пружинами. Далее на полках звездочки, установленной в обойму, размещают ролики и устанавливают вторую ограничительную щеку 8, положение которой фиксируется стопорным кольцом 7. На последнем этапе собранную муфту устанавливают на соединяемых валах, используя, как правило, шпоночное соединение.
Конструкция и сборка самоустанавливающихся угловых муфт.
Самоустанавливающиеся (карданные) угловые муфты (рис. 5) применяют для соединения валов, расположенных под углом. Работают они следующим образом. Вращение от ведущего вала 5 через ведущую вилку 4 передается на шарнирно связанную с ней крестовину 3. Крестовина имеет две цапфы, расположенные под углом 90° . С цапфами соединяется ведомая вилка 2, жестко связанная с ведомым валом 1. При работе муфты обе вилки и крестовина меняют свое положение, наклоняясь то в одну, то в другую сторону. При этом ведомый вал 1 при одной жесткой муфте будет вращаться неравномерно. Для того чтобы избежать неравномерного вращения вала, необходимо установить две такие муфты (рис. 6). Систему их двух угловых муфт называют карданной передачей.
Сборку карданной передачи (см. рис. 6) начинают с установки на карданный вал 4 фланцев 3 и 5, один из которых (фланец 3) жестко закрепляют на валу, а второй (фланец 5) может иметь осевое смещение вдоль вала. После установки фланцев на них жестко закрепляют вилки 2 и 6 болтами. Так как болты этого соединения передают крутящий момент, то они должны входить в отверстия фланцев и крестовин плотно и быть прочно затянуты гайками и зашплинтованы.
На следующем этапе сборочного процесса в крестовинах 1 и 7 устанавливают масленку 8 и предохранительный клапан в виде прокладки, ограничивающей давление масла, подаваемого внутрь крестовины. Далее на цапфы крестовин 1 и 7 напрессовывают сальниковые уплотнения и опорные кольца и устанавливают крестовины в сборе в вилках 2 и 6, закрывая крышками, закрепляемыми винтами.
Конструкция и сборка валов с шаровыми цапфами.
Соединение составных валов шаровыми цапфами используется в тех случаях, когда их оси значительно смещены и имеют большой перекос. Такое соединение валов осуществляется следующим образом (рис. 7), Кольца 1, закрепленные штифтами на шаровых цапфах 2, помещают в диаметральных пазах ведущей и ведомой втулок 6. Каждая из цапф имеет возможность поворачиваться в двух плоскостях, что компенсирует несовпадение осей ведущего и ведомого валов.
Сборка такого соединения начинается с установки на шейках валов переходных втулок 6 с диаметральными пазами. Затем в соединительный валик 5 запрессовывают неподвижную шаровую цапфу 2, которую закрепляют штифтами. После этого в отверстие соединительного валика 5 вводят пружину 4 и устанавливают подвижную цапфу, укрепляя ее штифтом 3. На обеих цапфах устанавливают кольца 1 и закрепляют их штифтами (оба кольца должны находиться в одной плоскости). Затем цапфы 2 с кольцами 1 устанавливают в диаметральных пазах втулок 6, закрепленных на соединяемых валах. После завершения сборки передачи проверяют зазор между торцами колец 1 и стенками пазов на втулках 6 (он должен быть не более 0,2 мм).
Конструкция и сборка гибких валов.
Гибкие валы применяют для передачи движения между составными валами, положение которых в процессе эксплуатации изменяется. Гибкий вал состоит из собственно вала, свитого из нескольких слоев проволоки, заключенного в защитную оболочку, и арматуры на его концах для присоединения к приводу и рабочему органу. В зависимости от величины нагрузки на гибкий вал различают нормальные и усиленные валы. Нормальный вал состоит из нескольких слоев проволоки, навитых прядями по 3—4 шт. Усиленный вал помимо слоев проволоки снабжен стальным сердечником диаметром 0,4…0,5 мм. Кроме того, слои проволоки на сердечнике навиты прядями по 2—12 шт. Число слоев проволоки зависит от крутящего момента. В зависимости от направления навивки верхнего слоя различают правые и левые гибкие валы. У валов правого вращения — левая навивка, и наоборот.
Оболочка гибкого вала представляет собой гибкий рукав, выполненный из стальной оцинкованной ленты с хлопчатобумажным уплотнением и внутренней спиралью из стальной сплющенной проволоки. Оболочка должна свободно надеваться на вал, защищая его от загрязнения и удерживая смазку.
Сборку составных валов с использованием гибкого вала (рис. 8) начинают с установки на его конце оболочки 2, соединяя их паянием твердым припоем. Затем на корпусе привода устанавливают кронштейн 4, к которому крепят хомутик 6 при помощи болта 5. После этого на валу привода устанавливают, используя шпоночное соединение, муфту 3 и соединяют ее с оболочкой 2 гибкого вала 1.
Конструкция и сборка сцепных соединительных муфт.
Для соединения валов как на ходу, так и во время остановки, когда требуются частые пуски и остановы, применяют сцепные муфты. К этому типу муфт относятся кулачковые, зубчатые и фрикционные муфты.
Кулачковые муфты (рис. 9, а) допускают включение только в неподвижном состоянии при определенных положениях одного из соединяемых валов относительно другого.
Сборку таких валов начинают с контроля их взаимного расположения и соответствия размеров и формы посадочных мест на валах 1 ив полумуфтах 2 и 3 требованиям чертежа, после чего осуществляют пригонку кулачков полумуфт. Затем производят установку полумуфт на валах, используя призматическую шпонку 7 для неподвижной полумуфты и направляющую 6 — для подвижной. Положение неподвижной полумуфты 2 фиксируют на валу с помощью стопорного кольца или стопорного винта (на рисунке не показаны). После установки полумуфт на валах осуществляют пригонку сухаря 4 рычага к пазу подвижной полумуфты 3 и соединяют полумуфту с сухарем. В заключении проверяют сцепляемость полумуфт, перемещая подвижную полумуфту в направлении неподвижной при помощи рычага 5.
Зубчатая муфта (рис. 9, б) состоит из двух полумуфт, представляющих собой зубчатые колеса с эвольвентным зацеплением. Одна полумуфта (правая) имеет наружные зубья и может перемещаться вдоль вала. На втором валу устанавливают полумуфту с внутренними зубьями (левую), которая крепится неподвижно. Такое положение полумуфт обеспечивает сцепление и расцепление соединяемых валов. Последовательность сборки таких полумуфт на валах такая же, как и кулачковых муфт.
Дисковые фрикционные муфты (рис. 9, в) применяют для уменьшения воздействия на валы ударных нагрузок, возникающих при эксплуатации машин и оборудования. Эти муфты обеспечивают передачу движения за счет сил трения.
Сборку таких муфт начинают с контроля взаимного расположения соединяемых валов и геометрических размеров и формы посадочных мест на валах и в отверстиях полумуфт требованиям чертежа. После выполнения контрольных операций переходят к установке ведущей 9 и ведомой 1 полумуфт на валы, используя для этого шпоночные соединения с призматическими шпонками. После установки полумуфт их проверяют на осевое и радиальное биение и вводят ведомый вал с установленной на нем полумуфтой в корпус ведущей полумуфты. Затем поочередно устанавливают ведущие 2 и ведомые 3 диски, заканчивая процесс установкой нажимного диска 4. После монтажа дисков переходят к сборке регулировочной гайки 5, для этого в ее прорезях устанавливают нажимные рычаги 8 на осях, которые после установки рычагов накернивают, чтобы избежать их самопроизвольного выпадения. Гайку в сборе устанавливают на ведомой полумуфте и затягивают до отказа, после чего ее постепенно отпускают так, чтобы обеспечить необходимый суммарный зазор между фрикционными дисками. Затем в отверстие гайки вводят фиксатор 6 так, чтобы он одновременно вошел в отверстие нажимного диска. В заключении на ведомый вал устанавливают скользящую (нажимную) втулку 7 механизма включения и регулируют ее положение для обеспечения передачи крутящего момента от ведущего вала к ведомому.
Конструкция и сборка предохранительных муфт.
Предохранительные муфты подразделяются на разрушаемые и неразрушаемые и предназначены для предохранения машин и механизмов от перегрузок. К предохранительным муфтам с неразрушающимися элементами относятся кулачковые, шариковые и дисковые. В этих конструкциях одна из полумуфт устанавливается на вал неподвижно, а вторая имеет некоторое осевое смещение. Усилие прижатия полумуфт создается пружинами и регулируется при помощи гаек. Когда передаваемое усилие превышает усилие, на которое отрегулирована пружина, подвижная полумуфта перемещается вдоль одного из соединяемых валов и передача движения прекращается.
У муфт с разрушающимися соединительными элементами, например штифтом, если величина передаваемого крутящего момента превысит допускаемую, происходит разрушение соединительного элемента и передача движения прекращается.
Предохранительная дисковая фрикционная муфта (рис. 10) предназначена для отключения вращения ведомого вала при возникновении перегрузок. Сборку таких муфт начинают с контроля формы и размеров посадочных мест вала и полумуфт требованиям чертежа, после чего ведомую и ведущую полумуфты устанавливают на вал, используя для этого шпоночные соединения, и проверяют установленные полумуфты на осевое и радиальное биение. Затем производят установку фрикционных дисков поочередно в ведомую и ведущую полумуфты. После монтажа фрикционных дисков на ведомую полумуфту устанавливают нажимной 3 и регулировочный 5 диски, размещая между ними пружины 4. На заключительном этапе сборки на ведомую полумуфту устанавливают регулировочную гайку 6 и затягивают ее с усилием, указанным в технических условиях. Для проверки качества сборки прикладывают к ведущей полумуфте крутящий момент больший номинального на величину, указанную в технических условиях (при этом ведомая полумуфта должна оставаться неподвижной).