Клиновые соединения и их сборка.
Клиновое соединение (рис. 1) состоит из стержня, втулки и клина. Соединяющей деталью является клин, который вставляется в сквозные прорези вала и втулки.
В зависимости от назначения различают силовые (рис. 1, а) и установочные (рис. 1, б) клиновые соединения. В силовых соединениях клинья служат для прочного соединения деталей машин и механизмов, а в установочных они предназначены для установки деталей в нужном положении и регулирования этого положения. В силовых соединениях клин устанавливают на место, забивая его или затягивая с помощью винта.
В зависимости от способа сборки различают напряженные и ненапряженные клиновые соединения, но чаще применяют первые, так как в клиновых соединениях, в большинстве случаев, действуют знакопеременные нагрузки. Предварительный натяг в напряженных клиновых соединениях достигается или за счет заплечиков на стержне 1, или за счет посадки хвостовика во втулке 2 на конусе (см. рис. 1, а). Клин 3 удерживается в основном за счет сил трения. Для надежного удерживания клина в силовых соединениях его уклон должен быть сравнительно небольшим (1:100, 1:40 или 1:30).
Штифтовые соединения.
Штифтовое соединение (рис. 2) — разновидность клинового соединения. Крепежной деталью в нем является штифт, представляющий собой конический или цилиндрический стержень с гладкими поверхностями (рис. 2, а), на которых иногда выполняются выточки, канавки или отверстия. Штифты служат для передачи небольших крутящих моментов, а также для обеспечения точного взаимного расположения соединяемых между собой деталей. Конические штифты имеют конусность 1:50 и могут использоваться многократно.
Цилиндрические штифты удерживаются в отверстии за счет натяга, поэтому при многократном использовании нарушается плотность их посадки и точность установки.
Для повышения надежности установки применяют разводные (рис. 2, б) и резьбовые (рис. 2, в) штифты.
Недостатком штифтовых соединений является то, что отверстия в валу и во втулке необходимо сверлить и развертывать одновременно, так как при раздельном сверлении они, как правило, не совпадают.
Считается, что нормальный натяг в штифтовом соединении может быть получен, если штифт, вставляемый в отверстие вручную без применения каких-либо инструментов, входит в него на 70… 75 % длины. Устанавливают штифты с помощью молотка, используя оправку, или на прессе. Для того чтобы при разборке штифт можно было легко удалить, его тонкая часть должна несколько выступать над поверхностью сопрягаемых деталей.