Клиновые и штифтовые соединения и их сборка.

Клиновые соединения и их сборка.

Клиновое соединение (рис. 1) состоит из стержня, втулки и клина. Соединяющей де­талью является клин, который вставляется в сквозные прорези вала и втулки.

Клиновые соединения
Рис. 1. Клиновые соединения: а — силовые; б — установочные;
1 — стержень; 3 — втулка; 3 — клин; 4 — винт; 5 — корпус; F — усилие предварительного натяга

В зависимости от назначения различают силовые (рис. 1, а) и установочные (рис. 1, б) клиновые соединения. В силовых со­единениях клинья служат для прочного соединения деталей ма­шин и механизмов, а в установочных они предназначены для уста­новки деталей в нужном положении и регулирования этого поло­жения. В силовых соединениях клин устанавливают на место, забивая его или затягивая с помощью винта.

В зависимости от способа сборки различают напряженные и ненапряженные клиновые соединения, но чаще применяют пер­вые, так как в клиновых соединениях, в большинстве случаев, дей­ствуют знакопеременные нагрузки. Предварительный натяг в на­пряженных клиновых соединениях достигается или за счет запле­чиков на стержне 1, или за счет посадки хвостовика во втулке 2 на конусе (см. рис. 1, а). Клин 3 удерживается в основном за счет сил трения. Для надежного удерживания клина в силовых соеди­нениях его уклон должен быть сравнительно небольшим (1:100, 1:40 или 1:30).

Штифтовые соединения.

Штифтовое соединение (рис. 2) — разновидность клинового соединения. Крепежной деталью в нем является штифт, представляющий собой конический или цилин­дрический стержень с гладкими поверхностями (рис. 2, а), на которых иногда выполняются выточки, канавки или отверстия. Штифты служат для передачи небольших крутящих моментов, а также для обеспечения точного взаимного расположения соеди­няемых между собой деталей. Конические штифты имеют конус­ность 1:50 и могут использоваться многократно.

Цилиндрические штифты удерживаются в отверстии за счет натяга, поэтому при многократном использовании нарушается плотность их посадки и точность установки.

Рис. 2. Штифтовые соединения:
а — гладким штифтом; б — разводным штифтом; в — штифтом с резьбой


Для повышения надежности установки применяют разводные (рис. 2, б) и резьбовые (рис. 2, в) штифты.

Недостатком штифтовых соединений является то, что отвер­стия в валу и во втулке необходимо сверлить и развертывать одно­временно, так как при раздельном сверлении они, как правило, не совпадают.

Считается, что нормальный натяг в штифтовом соединении мо­жет быть получен, если штифт, вставляемый в отверстие вручную без применения каких-либо инструментов, входит в него на 70… 75 % длины. Устанавливают штифты с помощью молотка, исполь­зуя оправку, или на прессе. Для того чтобы при разборке штифт можно было легко удалить, его тонкая часть должна несколько вы­ступать над поверхностью сопрягаемых деталей.