Достаточно часто машины и агрегаты поступают в эксплуатацию не сразу после сборки, причем продолжительность периода до ввода в эксплуатацию может быть довольно значительной. Чтобы предохранить детали и сборочные единицы механизмов и агрегатов от коррозии, в этот период их подвергают консервации.
Консервация готовой продукции.
Производят консервацию в помещениях с температурой не ниже 15 °C и не позднее 2 ч после подготовки поверхности к консервации. Влажность воздуха в помещении не должна превышать 70%. Не допускается прерывать работу по консервации или проводить ее в запыленной зоне. Руки рабочих, выполняющих консервацию, должны быть защищены перчатками.
Подготовка к консервации.
Прежде чем приступить к консервации, необходимо тщательно очистить от продуктов коррозии, пыли и других видов загрязнения поверхности деталей, сборочных единиц и узлов, подлежащих консервации, а затем обезжирить и просушить.
Следы коррозии удаляют мелкозернистой абразивной шкуркой, смоченной индустриальным маслом, с последующей протиркой сухой ветошью.
Обезжиривание поверхностей осуществляется водно-щелочными растворами или органическими растворителями. Выполняют обезжиривание с использованием кисти, бумажных салфеток или в специальных ваннах (для мелких изделий). Отдельные детали небольших и средних размеров рекомендуется промывать в моющих машинах или в баках.
После выполнения подготовительных работ приступают непосредственно к консервации.
Консервация.
Различают два вида консервации: промежуточную и окончательную.
Промежуточная консервация осуществляется для защиты от коррозии деталей в процессе длительной сборки или их хранения в цехах до окончательной консервации и упаковки. Производится такая консервация трансформаторным или минеральным маслом при сроке хранения 7—10 дней или ингибиторной смазкой при хранении свыше 10 дней. Перед сборкой консервирующую смазку с поверхностей деталей удаляют бензином или уайт-спиритом.
Окончательная консервация заключается в следующем. Зубчатые передачи, расположенные внутри корпусных деталей, консервируют после их окончательной обкатки. Рабочее масло из узлов сливают, а в их полости заливают смазку, ингибированную маслом НГ-203 марки С или В, После работы механизма в течение 8… 10 мин масло сливают.
Подшипники, ходовые винты, шабренные поверхности, плоскости разъема консервируют в процессе сборки смазкой ЦИАТИМ-201 или ЦИАТИМ-203.
Обработанные поверхности деталей, расположенные в труднодоступных местах, защищают в процессе сборки смазкой НГ-203, которую наносят тонким слоем толщиной 0,25…0,5 мм. Запасные части консервируют погружением на 2…3 мин в смазку НГ-203, которую предварительно нагревают до 30 °C.
Небольшие детали консервируют, заворачивая их в ингибиторную бумагу.
Качество смазки для консервации должно быть предварительно проверено в заводской лаборатории на соответствие требованиям стандартов и технических условий.
Упаковка готовой продукции.
Упаковка машины или ее частей служит для предохранения от механических повреждений и атмосферных воздействий. Обычно для упаковки используют деревянные ящики, обитые внутри водонепроницаемой бумагой. Машины больших размеров отправляют потребителям в разобранном виде. При решении вопросов о разборке необходимо учитывать наличие подъемно-транспортных средств — собственных и у потребителя.