Сварные соединения.

Сварные соединения

Сварка — процесс соединения металлических деталей с исполь­зованием сил молекулярного сцепления, происходящий при сильном местном нагреве соединяемых деталей до расплавления (свар­ка плавлением) или пластического состояния с одновременным применением механического воздействия (сварка давлением).

Сварные соединения, широко применяемые в машинострое­нии, обеспечивают:

  • существенную экономию металла;
  • значительное снижение трудоемкости изготовления корпусных деталей;
  • возможность изготовления конструкций сложной формы из от­дельных деталей, полученных ковкой, штамповкой, прокаткой.

GamePark RU

Сварные швы и разделка кромок.

Сварные швы классифици­руют в зависимости от взаимного расположения соединяемых де­талей на стыковые, нахлесточные, с накладками, угловые и тавровые (рис. 1).

Сварные швы
Рис. 1. Сварные швы:
а — стыковой; б — нахлесточный; в — с накладками; г — угловой; д — тавровый

Стыковые швы подразделяют в зависимости от формы раз­делки кромок на V-, Х-, К-образные (рис. 2).

Типы стыковых швов и их условное обозначение
Рис. 2. Типы стыковых швов и их условное обозначение:
а — подготовка кромок; б — односторонние швы; в — двухсторонние швы

Угловые и тавровые швы различают в зависимости от формы подготовки кромок: без скоса кромок, со скосом одной кромки, со скосом двух кромок (см. рис. 1, г и д).

Print Bar

Оборудование для разделки кромок, зачистки швов и отделки сварных соединений.

Наиболее широко для этих целей применя­ют ручной механизированный инструмент. По виду привода раз­личают пневматический и электрический ручной инструмент.

Пневматический ручной механизированный инструмент — прямые, угловые и торцевые пневматические шлифовальные ма­шины, зачистные пневматические машины, ручные пневматиче­ские молотки.

Прямая пневматическая шлифовальная машина, у которой ось шпинделя соосна с валом двигателя (рис. 3), состоит из корпуса 3 с вмонтированным в него ротационным двигателем, рукоятки 5 с пусковым механизмом и плоского шлифовального круга 6, рас­положенного на шпинделе 1 и закрытого кожухом 2. Пуск маши­ны осуществляется нажатием на курок 4 пускового механизма.

Пневматическая ручная шлифовальная машина
Рис. 3. Пневматическая ручная шлифовальная машина:
1 — шпиндель; 2 — кожух; 3 — корпус; 4 — курок пускового механизма; 5 — руко­ятка; 6 — шлифовальный круг

Угловая шлифовальная машина отличается от описанной тем, что ее шпиндель расположен под углом 90° к основной рукоятке.

Торцевая шлифовальная машина оснащена чашечными шлифо­вальными кругами и работает торцом круга.

Зачистные пневматические машины аналогичны шлифоваль­ным, но в них вместо шлифовальных кругов устанавливают щетки из пружинной проволоки.

Ручной пневматический молоток (рис. 4) применяют для за­чистки сварных швов и примыкающей к ним зоны основного ме­талла соединений от шлака и брызг расплавленного металла. Он состоит из ствола 8, ударника 7, воздухораспределительного устройства 5 с золотником 6 и пускового устройства 3 с рукоят­кой 1. В корпус устройства вмонтированы клапан 4 и штуцер 2, в конце ствола запрессована концевая втулка 10, в которую входит хвостовик 9 зубила.

Ручной пневматический молоток
Рис. 4. Ручной пневматический молоток:
1 — рукоятка; 2 — штуцер; 3, 5 — пусковое и воздухораспределительное устрой­ства; 4 — клапан; 6 — золотник; 7 — ударник; 8 — ствол; 9 — хвостовик зубила; 10— концевая втулка

Оборудование и приспособления для сборки частей изделия перед сваркой.

Сборочные приспособления обеспечивают пра­вильную взаимную установку и закрепление составляющих ча­стей сварного соединения. Эти приспособления могут быть как переносными, так и стационарными.

Переносные сборочные приспособления применяют, как пра­вило, в условиях единичного и мелкосерийного производства. К ним относятся струбцины, стяжки, распорки, винтовые домкра­ты, электромагнитные фиксаторы.

Переносные сборочные приспособления для фиксации изделий и их частей при сварке
Рис. 5. Переносные сборочные приспособления для фиксации изделий и их частей при сварке:
а — струбцина; б — винтовая стяжка; в, г — электромагнитные фиксаторы со­ответственно для фиксации зазора и сборки стыковых и угловых соединений; д — манипулятор; е, ж — кинематические схемы механизмов вращения и наклона манипулятора; 1, 3— винтовые струбцины; 2, 4 — винты; 5, 11 — поворотные столы; 6 — планшайба; 7 — корпус; 8 — опора; 9, 10, 13 — червячные редукторы; 12 — зуб­чатый сектор; 14 — тахогенератор; 15 — зубчатые колеса; М — двигатель

Струбцины (рис. 5, а) используют для соединения двух и бо­лее частей собираемого изделия между собой или для их установ­ки и закрепления в определенном положении.

Стяжки (рис. 5, б) обеспечивают правильное расположение кромок соединяемых частей изделия. Стяжка состоит из двух вин­товых струбцин 1 и 3, соединенных винтами 2 и 4. Струбцины за­крепляют на кромках соединяемых частей изделия и выравнивают их взаимное положение винтом 4, а винтом 2 стягивают части изделия для обеспечения необходимого при сварке зазора.

Электромагнитные фиксаторы (рис. 5, в и г) применяют для выравнивания кромок при стыковой сварке и фиксации зазоров между кромками свариваемых частей изделия.

Стационарные сборочные приспособления применяют для установки свариваемых изделий в положение, удобное для свар­ки. Наиболее часто для этих целей применяют сварочный манипу­лятор.

Сварочный манипулятор (рис. 5, д—ж) состоит из корпуса 7, установленного на опоре 8, поворотного стола 5 с планшайбой 6 и механизма вращения. Кинематические схемы механизмов враще­ния и наклона манипулятора показаны на рис. 5, е и ж.