Шпоночные соединения и их сборка.

Шпоночные соединения

В зависимости от конструкции различают шпоночные соедине­ния с призматическими (рис. 1, а), сегментными (рис. 1, б), направляющими (рис. 1, в), скользящими (рис. 1, г) и клино­выми (рис. 1, г) шпонками.

Шпонки
Рис. 1. Шпонки:
а — призматическая; б — сегментная; в — направляющая; г — скользящая; д — кли­повые: 1 — тангенциальная; 2 — фрикционная; 3— на лыске; 4 — врезная

GamePark RU

Призматические и сегментные шпонки применяют на валах небольших размеров для передачи малых мощностей.

Направляющие шпонки используют для соединения деталей, перемещающихся вдоль оси вала.

Скользящие шпонки имеют цапфу, которая входит в отверстие детали, перемещаемой по валу. При изменении положения детали на валу шпонка перемещается вдоль вала.

Клиновые шпонки представляют собой клин прямоугольного сечения с уклоном 1:100. Служат для неподвижного в осевом на­правлении закрепления детали на валу. Клиновые шпонки плохо центрируются, вызывая перекос деталей, поэтому применяются только на валах неответственных тихоходных передач.

Входной контроль деталей шпоночного соединения.

Входной контроль деталей производится в условиях единичного и мелкосе­рийного производства. Контролю подлежат следующие параме­тры: глубина паза, положение сторон шпоночного паза относи­тельно его оси, перекос паза относительно оси вала.

Контроль глубины шпоночного паза на валу осуществляется при помощи шаблона и щупа (рис. 2, а).

Контроль положения боковых сторон шпоночного паза относительно его оси осуществляется при помощи клиновых пли­ток, которые укладывают в паз, а затем щупом контролируют за­зоры в точках I и II (рис. 2, б). При отсутствии перекоса боковых стенок зазоры должны быть одинаковыми.

Print Bar

Перекос паза относительно оси вала контролируют индика­торным прибором (рис. 2, в). При отсутствии перекоса размер 1 на одном и другом конце вала будет одинаковым.

Схемы контроля ответственных соединений со шпонками
Рис. 2. Схемы контроля ответственных соединений со шпонками:
а — глубины шпоночного паза; б — положения боковых стенок паза относительно его оси: I и II — точки измерения; в — перекоса паза относительно оси вала: 1 — расстояние от стенки паза до измерительного наконечника индикатора; г— высоты выступающей части; д — взаимного расположения шпонок на валу: 1 — индикатор; 2 — раздвижные ножки; 3 — цилиндрический валик; 4 — винт

Последовательность выполнения работ при сборке шпоноч­ных соединений.

Последовательность выполнения работ зависит от конструкции шпоночного соединения.

Сборка соединений с призматическими шпонками выполня­ется в следующей последовательности:

  • снимают заусенцы и притупляют острые края шпонок и пазов под них;
  • пригоняют шпонку по пазу вала в соответствии с посадкой, указанной на чертеже;
  • пригоняют шпоночный паз ступицы по шпонке в соответствии с посадкой, указанной на чертеже;
  • устанавливают шпонку в паз вала, используя молоток с мягкой вставкой;
  • проверяют отсутствие бокового зазора между шпонкой и боко­вой поверхностью паза при помощи щупа;
  • проверяют наличие радиального зазора между шпонкой и сту­пицей при помощи щупа.

Сборка соединений с сегментной шпонкой выполняется так же, как и сборка соединений с призматической шпонкой. Только после установки сегментной шпонки на вал необходимо проверить параллельность направляющей поверхности шпонки оси вала.

При сборке соединений с направляющими шпонками помимо операций, предусмотренных при установке призматических шпо­нок, следует, используя отверстия под винты, выполненные в шпонке в качестве кондуктора, просверлить отверстия в пазу вала и нарезать в них резьбу для крепежных винтов, после этого закре­пить шпонку в пазу вала.

Сборка соединений со скользящими шпонками осуществляет­ся в следующей последовательности:

  • снять заусенцы с паза ступицы;
  • проверить расположение шпоночного паза и отверстия под вы­ступ шпонки в ступице на соответствие чертежу;
  • проверить соответствие размеров шпонки требованиям чертежа;
  • пригнать шпонку по пазу ступицы;
  • установить шпонку в паз ступицы так, чтобы ее выступ попал в отверстие в пазе;
  • проверить отсутствие зазора между стенками паза и шпонкой;
  • снять заусенцы с паза вала;
  • проверить размеры паза вала на соответствие чертежу;
  • проверить параллельность боковых поверхностей и дна паза вала его оси;
  • пригнать паз вала по шпонке;
  • установить ступицу с запрессованной в нее шпонкой на вал;
  • проверить качество сборки: при перемещении ступицы вдоль вала не должно наблюдаться заедания и качания ступицы от­носительно вала.

Сборка соединений с клиновыми шпонками осуществляется следующим образом:

  • снять заусенцы с пазов вала и ступицы;
  • снять заусенцы со шпонки;
  • пригнать шпонку по дну паза ступицы;
  • проверить параллельность основания клиновой шпонки оси ступицы;
  • установить ступицу на вал;
  • установить шпонку одновременно в пазах вала и ступицы, уда­ряя по ней молотом, используя при этом прокладку из мягкого материала;
  • проверить собранное соединение на радиальное и осевое бие­ние с помощью индикатора часового типа.