Подготовка поверхностей под сварку

Подготовка к сварке

Сварка — процесс соединения металлических деталей с ис­пользованием сил молекулярного сцепления, происходящего при сильном местном нагреве соединяемых деталей до расплавления (сварка плавлением) или пластического состояния с одновремен­ным применением механического воздействия (сварка давлени­ем). Затвердевший после сварки металл, соединяющий сваривае­мые детали, называют сварным швом.

Основными достоинствами, определяющими широкое примене­ние сварных соединений в машиностроении, являются следующие:

  • существенная экономия металла;
  • значительное снижение трудоемкости изготовления корпусных деталей;
  • возможность изготовления конструкций сложной фор­мы из отдельных деталей, полученных ковкой, прокат­кой, штамповкой.

Наряду с этим сварным соединениям присущи следующие не­достатки:

  • появление остаточных напряжений по окончании про­цесса сварки;
  • коробление деталей в процессе сварки;
  • плохое восприятие знакопеременных нагрузок, особен­но вибраций;
  • сложность и трудоемкость контроля.

Из всего разнообразия методов сварки в сборочном производ­стве применяют ручную дуговую сварку плавящимся электродом, стыковую, точечную и шовную сварку.

При ручной дуговой сварке кромки соединяемых частей изде­лия расплавляются электрической (вольтовой) дугой, образую­щейся между электродом и свариваемым металлом. Перемещение электрода вдоль шва осуществляется вручную. При сварке плавя­щимся электродом электрод расплавляется и служит дополнитель­ным материалом, заполняющим сварной шов.

Шовную и точечную сварку применяют для соединения тонко­стенных деталей.

В зависимости от расположения соединяемых сваркой деталей различают стыковые, нахлесточные, с накладками, угловые и тав­ровые сварные швы (рис. 1). Из всех видов сварных соединений наиболее распространенными являются соединения со стыко­выми швами. Конструкции, выполненные с помощью этих соеди­нений, по параметрам аналогичны литым. В зависимости от формы подготовленных под сварку кромок на деталях различают парал­лельные, V-, X- и К-образные стыковые швы (рис. 2). По харак­теру выполнения стыковые швы могут быть односторонними с подваркой с другой стороны, односторонними со стальными при­варенными или медными съемными прокладками с другой сторо­ны, двусторонними.

Сварные швы
Рис. 1. Сварные швы:
а — стыковой; б — нахлесточный; в — с накладками; г — угловой; д — тавровый

Угловые швы различают в зависимости от формы подготовки кромок: без скоса кромок, со скосом одной кромки, со скосом двух кромок. По характеру выполнения угловые швы могут быть одно- и двусторонними.

Типы стыковых швов и их условное обозначение
Рис. 2. Типы стыковых швов и их условное обозначение:
а — подготовка кромок; б — односторонние швы; в — двусторонние швы

Оборудование для разделки кромок, зачистки швов и отделки сварных соединений.

В процессе выполнения сварных соедине­ний ряд операций связан с подготовительными работами перед сваркой, специальными работами непосредственно в процессе сварки и работами по отделке сварных соединений. К таким операциям относятся разделка кромок перед сваркой, зачистка де­фектных мест, зачистка сварных швов и основного металла после сварки.

Эти операции выполняются с использованием соответствую­щего оборудования. Наиболее широко применяют ручной механи­зированный инструмент, у которого главное движение осущест­вляется с помощью двигателя, а вспомогательное движение и управ­ление инструментом вручную. По характеру главного движения различают инструменты с возвратно-поступательным и враща­тельным движением (шлифовальные крути, проволочные щетки или напильники). По виду привода различают пневматический и электрический инструмент.

К пневматическим механизированным инструментам относят­ся прямые, угловые и торцевые шлифовальные машины, зачист­ные пневматические машины, ручные пневматические молотки.

Прямая пневматическая шлифовальная машина, у которой ось шпинделя соосна с валом двигателя (рис. 3), состоит из кор­пуса 3, с вмонтированным в него ротационным двигателем, руко­ятки 5 с пусковым механизмом и плоского шлифовального круга 6, расположенного на шпинделе 1 и закрытого кожухом 2. Пуск ма­шины осуществляется нажатием на курок 4 пускового механиз­ма, при этом открывается доступ воздуха к ротационному двигателю.

Угловая пневматическая шлифовальная машина отличается от прямой пневматической машины тем, что ее шпиндель распо­ложен под углом 90° к основной рукоятке. Это приводит к необхо­димости использования в приводе конической зубчатой передачи.

Торцевые шлифовальные машины оснащены чашечными шлифовальными кругами и работают торцом, а не периферией круга, как прямые и угловые машины.

Пневматическая ручная шлифовальная машина
Рис. 3. Пневматическая ручная шлифовальная машина:
1 — шпиндель; 2 — кожух; 3 — корпус; 4 — курок пускового механизма; 5 — рукоятка; 6 — шлифовальный круг.

Зачистные пневматические машины аналогичны шлифо­вальным. На них устанавливают щетки из пружинной проволоки диаметром 0,3…0,5 мм для очистки поверхностей от грязи, ржав­чины, окалины.

Ручной пневматический молоток (рис. 4) применяют для зачистки швов и прилегающей к швам зоны основного металла соединяемых деталей от шлака и брызг расплавленного металла. Молоток состоит из ствола 8, ударника 7, воздухораспределитель­ного 5 и пускового 3 устройств с рукояткой 1. В корпусе пускового устройства смонтированы клапан 4 и штуцер 2, в конце ствола за­прессована концевая втулка 10, в которую входит хвостовик 9 зу­била. Возвратно-поступательное движение ударника осуществляет­ся при поочередной подаче воздуха в полости цилиндра по каналам воздухораспределительного устройства и ствола. Подача воздуха в полости цилиндра переключается автоматически с помощью золот­ника 6. Частота ударов зубила составляет 2800…3000 мин1. Если заменить зубило на чекан, молоток можно использовать для про­ковки швов.

Ручной пневматический молоток
Рис. 4. Ручной пневматический молоток:
1 — рукоятка; 2 — штуцер; 3,5 — соответственно пусковое и воздухораспределитель­ное устройство; 4 — клапан; 6 — золотник; 7 — ударник; 8 — ствол; 9 — хвостовик зубила; 10— концевая втулка

Для гашения вибраций при использовании молотка применяют специальные защитные рукоятки, изолированные от корпуса коль­цами и амортизаторами, а для снижения шума служит глушитель. В целях предупреждения вылета инструмента при холостых ходах (как и во всех инструментах ударного действия) предусмотрено специальное устройство.

В тех случаях когда отсутствует централизованная система сжа­того воздуха, применяют электрические шлифовальные машины или шлифовальные головки, связанные с расположенным отдельно приводом (электрическим двигателем) с помощью гибкого вала.

Пневматический инструмент более удобен в эксплуатации, так как его включают непосредственно в цеховую магистраль сжатого воздуха. При использовании электрического инструмента, кото­рый в целях безопасности рассчитан на напряжение 42 В, необхо­димо применять понижающие трансформаторы и преобразовате­ли частоты тока. Кроме того, электрический инструмент имеет большую массу на единицу мощности по сравнению с пневмати­ческим. К достоинствам электрического инструмента относится то, что он потребляет меньшую мощность и имеет больший коэф­фициент полезного действия (КПД). Коэффициент полезного дей­ствия для электрического инструмента составляет 0,4…0,6, а для пневматического — 0,07…0,11.

Приспособления и оборудование для сборки частей изделия перед сваркой.

Для качественной сборки частей сварных соедине­ний требуется правильная взаимная установка и закрепление со­ставляющих их частей, С этой целью применяют различные сбо­рочные приспособления — переносные и стационарные.

К переносным сборочным приспособлениям, которые приме­няют, как правило, в условиях мелкосерийного и единичного про­изводства, относятся струбцины, стяжки, распорки, винтовые домкраты, электромагнитные фиксаторы и др.

Струбцины (рис. 5, а) используют для соединения двух и бо­лее частей собираемого изделия между собой или для установки и закрепления частей в определенном положении.

Стяжки обеспечивают правильное взаимное расположение кромок соединяемых частей изделия. Винтовая стяжка (рис. 5, б) состоит из двух винтовых струбцин 1 и 3, соединенных винтами 2 и 4, каждый из которых имеет правую и левую резьбу. Струбцины закрепляют на кромках соединяемых частей, после чего винтом 4 выравнивают взаимное положение кромок, а винтом 2 стягивают части изделия для обеспечения необходимого при сварке зазора.

Распорки предназначены для выравнивания кромок частей со­бираемого изделия. Винтовая распорка состоит из двух винтов с правой и левой резьбой и предназначена для исправления формы сварного соединения путем создания давления в различных сече­ниях обечайки. Кольцевая винтовая распорка разжимает обечай­ку в нескольких точках, равномерно расположенных по окружно­сти.

Винтовые домкраты применяют для сборки при точной уста­новке тяжелых деталей и их закрепления.

Сборочные приспособления для фиксации изделий при сварке
Рис 5. Сборочные приспособления для фиксации изделий при сварке: я — струбцина; б — винтовая стяжка; в, г — электромагнитные фиксаторы соответ­ственно для фиксации зазора и сборки стыковых и угловых соединений; д — манипу­лятор; е, ж — кинематические схемы механизмов вращения и наклона манипулятора; 7,3 — винтовые струбцины; 2,4 — винты; 5, 77 — поворотные столы; 6 — планшай­ба; 7 — корпус; 8 — опора; 9, 10, 13 — червячные редукторы; 12 — зубчатый сектор; 14 — тахогенератор; 15 — зубчатое колесо; М — электрический двигатель

Электромагнитные фиксаторы используют для выравнивания кромок при стыковой сварке и фиксации зазоров между кром­ками соединяемых частей изделия (рис, 5, в), а также для сборки перед сваркой частей изделия в угловых соединениях (рис. 5, г).

К стационарным сборочным приспособлениям относится мани­пулятор, который применяется для установки свариваемых изде­лий в положение, удобное для сварки.

Манипулятор (рис. 5, д) состоит из корпуса 7, установлен­ного на опорах 8, поворотного стола 5 с планшайбой 6 и механиз­ма вращения. Внутри корпуса манипулятора находится механизм наклона планшайбы. Кинематические схемы механизмов враще­ния и наклона манипулятора показаны на рис. 5, е, ж. Механизм вращения приводится в движение от электрического двигателя М, который связан через зубчатые колеса 15 и червячные редукторы 9 и 10 с тахогенератором 14.

Механизм наклона также приводится в движение от электриче­ского двигателя М через ременную передачу, червячный редуктор 13 и зубчатый сектор 12, который поворачивает стол 11 манипулятора на заданный угол. В крайних положениях механизм наклона от­ключается автоматически с помощью конечных выключателей.