Эксцентриковый механизм и его сборка.

Эксцентриковый механизм

Назначение и конструкция эксцентрикового механизма.

Экс­центриковый механизм представляет собой разновидность кривошипно-шатунного механизма с небольшим радиусом криво­шипа и обеспечивает преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное. Такие механизмы применяют в стан­ках, штамповочных прессах, клапанных и золотниковых устрой­ствах. По конструкции различают цельные эксцентрики, устанав­ливаемые на конце вала, и разъемные, которые могут быть уста­новлены на валу в любом месте.

В эксцентриковом механизме с неразъемным эксцентриком (рис. 1) круглый диск эксцентрика 9 установлен на валу 10 с по­мощью шпонки 7, обеспечивающей передачу крутящего момента. В эксцентриковом механизме оси вала и эксцентрика не должны совпадать. Расстояние между этими осями называют эксцентриситетом. Величина эксцентриситета (расстояния между осями вала и эксцентрика) определяется радиусом кривошипа, роль ко­торого выполняет эксцентрик. Для того чтобы эксцентрик занял определенное положение, его крепят при помощи хомутика 8 и болтов 11. Хомутик 8 соединяют с шатуном 4 при помощи флан­цев, скрепляя их болтами 5. Шатун 4 состоит из двух частей, соединенных тягой 3. Вилка 2 шатуна с помощью штифта 1 шар­нирно соединена с ползуном, приводящим в движение исполни­тельный механизм.

Эксцентриковый механизм с неразъемным эксцентриком
Рис. 1. Эксцентриковый механизм с неразъемным эксцентриком:
1 — штифт; 2 — вилка; 3 — тяга; 4 — шатун; 5, 11 — болты; 6 — фланец; 7 — шпонка; 8 — хомутик; 9 — эксцентрик; 10 — вал.

В тех случаях когда в процессе работы возникает необходи­мость изменить или отрегулировать длину хода исполнительного механизма, применяют эксцентриковый механизм с двумя экс­центриками, что позволяет регулировать эксцентриситет, а следо­вательно, и длину продольного хода исполнительного механизма. В этом случае один из эксцентриков (внутренний) устанавливают на валу с помощью шпонки, а на него надевают второй эксцен­трик (внешний), который может поворачиваться относительно внутреннего эксцентрика и закрепляться в заданном положении с помощью хомута и болта. Регулирование эксцентриситета в этом случае осуществляется за счет поворота наружного эксцентрика от­носительно внутреннего. Изготавливают эксцентрики из чугуна или из углеродистой стали, а для уменьшения трения между эксцентри­ком и хомутиком поверхность последнего заливают слоем баббита.

Сборка эксцентрикового механизма.

Прежде чем преступить к сборке эксцентрикового механизма, необходимо проверить соот­ветствие геометрических размеров и формы посадочных мест эксцентрика (внутреннего и наружного) и вала требованиям чертежа. Затем на вал устанавливают шпонку и внутренний эксцентрик, на котором монтируют наружный, обеспечивающий регулирование эксцентриситета. Следующая операция сборочного процесса — установка вкладышей в верхней и нижней половинах хомутика. Посадочные места хомутика пришабривают по вкладышам с кон­тролем «на краску». После сборки хомутика его устанавливают на наружный эксцентрик и закрепляют болтами. Следующим этапом сборочного процесса является контроль качества прилегания вкла­дышей, установленных в верхней и нижней половинах хомутика к наружному эксцентрику. Определяют качество прилегания, про­ворачивая вал на 2—3 оборота и определяя выступающие места на вкладышах, и, в случае необходимости, пришабривают их. Эту операцию повторяют до тех пор, пока качество сопряжения хому­тика и наружного эксцентрика не будет соответствовать требова­ниям технических условий.

Заключительным этапом сборочного процесса является соеди­нение эксцентрикового механизма с исполнительным узлом обо­рудования, в котором этот механизм используется. Это соедине­ние осуществляется при помощи шатуна. Одну из частей шатуна при помощи болтов соединяют с хомутиком, а вторую с помощью вилки присоединяют к исполнительному механизму. Соединение двух частей шатуна осуществляется при помощи тяги, которая обеспечивает компенсацию неравномерности расстояния между эксцентриковым механизмом и исполнительным узлом.