Назначение и конструкция эксцентрикового механизма.
Эксцентриковый механизм представляет собой разновидность кривошипно-шатунного механизма с небольшим радиусом кривошипа и обеспечивает преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное. Такие механизмы применяют в станках, штамповочных прессах, клапанных и золотниковых устройствах. По конструкции различают цельные эксцентрики, устанавливаемые на конце вала, и разъемные, которые могут быть установлены на валу в любом месте.
В эксцентриковом механизме с неразъемным эксцентриком (рис. 1) круглый диск эксцентрика 9 установлен на валу 10 с помощью шпонки 7, обеспечивающей передачу крутящего момента. В эксцентриковом механизме оси вала и эксцентрика не должны совпадать. Расстояние между этими осями называют эксцентриситетом. Величина эксцентриситета (расстояния между осями вала и эксцентрика) определяется радиусом кривошипа, роль которого выполняет эксцентрик. Для того чтобы эксцентрик занял определенное положение, его крепят при помощи хомутика 8 и болтов 11. Хомутик 8 соединяют с шатуном 4 при помощи фланцев, скрепляя их болтами 5. Шатун 4 состоит из двух частей, соединенных тягой 3. Вилка 2 шатуна с помощью штифта 1 шарнирно соединена с ползуном, приводящим в движение исполнительный механизм.
В тех случаях когда в процессе работы возникает необходимость изменить или отрегулировать длину хода исполнительного механизма, применяют эксцентриковый механизм с двумя эксцентриками, что позволяет регулировать эксцентриситет, а следовательно, и длину продольного хода исполнительного механизма. В этом случае один из эксцентриков (внутренний) устанавливают на валу с помощью шпонки, а на него надевают второй эксцентрик (внешний), который может поворачиваться относительно внутреннего эксцентрика и закрепляться в заданном положении с помощью хомута и болта. Регулирование эксцентриситета в этом случае осуществляется за счет поворота наружного эксцентрика относительно внутреннего. Изготавливают эксцентрики из чугуна или из углеродистой стали, а для уменьшения трения между эксцентриком и хомутиком поверхность последнего заливают слоем баббита.
Сборка эксцентрикового механизма.
Прежде чем преступить к сборке эксцентрикового механизма, необходимо проверить соответствие геометрических размеров и формы посадочных мест эксцентрика (внутреннего и наружного) и вала требованиям чертежа. Затем на вал устанавливают шпонку и внутренний эксцентрик, на котором монтируют наружный, обеспечивающий регулирование эксцентриситета. Следующая операция сборочного процесса — установка вкладышей в верхней и нижней половинах хомутика. Посадочные места хомутика пришабривают по вкладышам с контролем «на краску». После сборки хомутика его устанавливают на наружный эксцентрик и закрепляют болтами. Следующим этапом сборочного процесса является контроль качества прилегания вкладышей, установленных в верхней и нижней половинах хомутика к наружному эксцентрику. Определяют качество прилегания, проворачивая вал на 2—3 оборота и определяя выступающие места на вкладышах, и, в случае необходимости, пришабривают их. Эту операцию повторяют до тех пор, пока качество сопряжения хомутика и наружного эксцентрика не будет соответствовать требованиям технических условий.
Заключительным этапом сборочного процесса является соединение эксцентрикового механизма с исполнительным узлом оборудования, в котором этот механизм используется. Это соединение осуществляется при помощи шатуна. Одну из частей шатуна при помощи болтов соединяют с хомутиком, а вторую с помощью вилки присоединяют к исполнительному механизму. Соединение двух частей шатуна осуществляется при помощи тяги, которая обеспечивает компенсацию неравномерности расстояния между эксцентриковым механизмом и исполнительным узлом.