Кулисный механизм и его сборка.

Кулисный механизм

Назначение и конструкция кулисного механизма.

Кулисный механизм (рис. 1) является разновидностью кривошипно-ша­тунного механизма и применяется в строгальных и долбежных станках. Основной деталью кулисного механизма является кули­са 2, устанавливаемая на валу 13 и совершающая относительного него качательное движение. Сзади кулисы расположен кривошип­ный диск 5, в радиальном пазу которого перемещается палец 3 кривошипа, устанавливаемый в заданное положение винтом 4.

Кулисный механизм
Рис. 1. Кулисный механизм:
1 — камень; 2 — кулиса; 3 — палец кривошипа; 4 — винт; 5 — кривошипный диск; 6 — валик; 7, 12 — втулки; 8 — эксцентрик механизма подач; 9 — стопорная гайка; 10 — станина; 11, 14, 15— зубчатые колеса; 13 — вал; R радиус кривошипного пальца

Вращение винта осуществляется от валика 6 через коническую зубчатую передачу с колесами 14 и 15. Кривошипный диск при помощи хвостовика устанавливают в стенку станины 10. Вращение кривошипного диска осуществляется от привода станка через зуб­чатую передачу с колесом 11. Камень 1, установленный на пальце 3, входит в продольный паз кулисы, заставляя ее совершать качательное движение. Вилка, расположенная в верхней части кулисы, соединена с ползуном станка и при качании кулисы заставляет ползун перемещаться возвратно-поступательно в горизонтальной плоскости.

Одним из достоинств кулисного механизма является повышенная скорость обратного хода по сравнению со скоростью прямого (рабочего) хода, что особенно важно при использовании кулисно­го механизма в металлорежущих станках, где обратный ход явля­ется холостым.

Сборка кулисного механизма.

Технологический процесс сбор­ки кулисного механизма состоит их трех сборочных операций: сборки кривошипного диска; сборки кулисы; общей сборки кулис­ного механизма.

Сборку кривошипного диска начинают с контроля посадочных размеров и геометрической формы отверстия кривошипного дис­ка 5 и втулки 7 требованиям чертежа и только после этого произ­водят ее запрессовку. Отверстие во втулке после ее запрессовки необходимо развернуть для восстановления геометрических раз­меров и формы. Затем на валике 6 устанавливают шпонку и вво­дят его в отверстие кривошипного диска. На конце валика монти­руют коническое зубчатое колесо 15.

На следующем этапе сборочного процесса ввертывают винт 4 в резьбовое отверстие пальца 3 кривошипа. После этого на уступе кривошипного диска устанавливают зубчатое колесо 14 так, чтобы его отверстие совпало с отверстием в уступе, а палец 3 кривошипа вводят в паз кривошипного диска так, чтобы гладкий конец винта 4 вошел в отверстие конического зубчатого колеса 14. После установ­ки зубчатого колеса проверяют «на краску» качество зацепления колес 14 и 15. Винт 4 закрепляют на уступе при помощи гайки.

После сборки кривошипного диска его устанавливают в корпу­се станины 10, монтируя на хвостовике эксцентрик 8 механизма подачи, и фиксируют положение стопорной гайкой 9.

Сборку кулисы начинают с контроля геометрических размеров и формы посадочных мест (вала кулисы 2 и отверстия под втулку и втулки 12, а также отверстия под вал кулисы в корпусе станины и вала 13 кулисы) требованиям чертежа. Кроме того, необходимо проверить перпендикулярность собранного кривошипного диска валу кулисы при помощи рамного уровня, устанавливаемого на вал 13 кулисы, который размещают в отверстии корпуса.

После выполнения контрольных операций в отверстие кулисы 2 запрессовывают втулку 12 и развертывают ее отверстие для вос­становления первоначальных геометрических размеров и формы. Кулису 2 устанавливают на вал 13 и, используя шпоночное соеди­нение, монтируют на валу зубчатое колесо 11, После этого, используя рамный уровень, проверяют перпендикулярность направ­ляющих кулисы ее оси.

Общую сборку кулисного механизма начинают с установки со­бранного узла кулисы в отверстие корпуса станины так, чтобы зубчатое колесо 11, установленное на валу 13, вошло в зацепление с кривошипным диском 5. Проверяют зубчатое зацепление «на краску» и величину бокового зазора.

После установки кулисы в корпусе в ее направляющих разме­щают кулисный камень 1 так, чтобы он своим отверстием вошел в выступ пальца 3 кривошипа, и соединяют их винтом. После этого приступают к регулированию угла качания кулисы.

Регулирование угла качания кулисы осуществляется за счет изменения радиуса R кривошипного пальца (см. рис. 1). Для того чтобы изменить величину радиуса R, на квадратный конец ва­лика 6 надевают рукоятку. Вращение рукоятки через зубчатую передачу с колесами 14 и 15 и винт 4 обеспечивают перемещение кривошипного пальца 3 вдоль радиусного паза кривошипного дис­ка 5, изменяя эксцентриситет, а тем самым и угол качания кулисы, а следовательно, и длину хода ползуна.